Электрокары или плагин-гибриды: решаем проблему выбора

Электрокары или плагин-гибриды: решаем проблему выбора

Электрический транспорт стал важной частью нашей жизни относительно недавно, поэтому далеко не все полностью ориентируются в типах подзаряжаемых автомобилей, часто принимая за электромобиль, например, гибридные и плагин-гибридные модели. Учитывая это предлагаем разобраться, что же собой представляют автомобили, у которых либо полностью, либо частично привод представлен электромотором. А также выясним, какой тип авто с электроприводом предпочтителен для вашей водительской активности.

Для начала определимся с тем, что например, классические гибридные автомобили, это не в полном смысле автомобили с электроприводом, поскольку электродвигатель там представлен скорее как вспомогательный элемент трансмиссии, а основное тяговое усилие создает ДВС. Поэтому гибриды мы вынесем за скобки и сосредоточимся на чистых электрокарах и плагин-гибридах, как автомобилях, где электромотор играет более весомую или основную роль.


Плагин-гибриды (PHEV): специфика работы и эксплуатации

Плагин-гибриды представляют собой автомобили, в которых привод использует двигатель внутреннего сгорания и электромотор, при этом во многих моделях именно электрический двигатель играет главенствующую роль, тогда как ДВС используется для подзарядки аккумуляторной батареи.

Плагин-гибридный автомобиль можно определить по трем основным критериям:

  • аккумуляторную батарею плагин-гибрида можно зарядить от электросети;
  • электромотор является главным в приводе;
  • водитель может проехать на чистой электротяге некоторое количество километров.

Определяющим в использовании плагин-гибрида, является то, что благодаря наличию более емкой, чем у обычных гибридов батареи, они способны проехать на электричестве от 35 до 100 км (в зависимости от модели). Другими словами, плагин-гибрид сочетает в себе возможности чистого электромобиля и обычного топливного автомобиля.

Казалось бы, плагин-гибрид - это идеальная версия современного автомобиля, он экологичен, экономичен и практичен. Однако, есть и определенные нюансы.

Во-первых, пробег плагин-гибрида на электротяге крайне ограничен и только самые новые модели в состоянии проезжать 80-100 км. В основной массе, эти цифры не превышают 60 км при нормальных погодных условиях и на 20-25% меньше в зимнее время года.

Во-вторых, скорость передвижения на электрической тяге ограничена. В зависимости от модели, это может быть как 30 км/ч, так и 80-100 км/ч. Иначе говоря ехать без вредных выбросов вы сможете только с определенной скоростью, превысив которую, вы начнете использовать двигатель внутреннего сгорания.

Учитывая вышесказанное можно определить специфику эксплуатации данных автомобилей.

Плагин-гибрид - это идеальная версия автомобиля для тех, кого еще пугает чистый электропривод в контексте “боязни диапазона”, то есть опаски остаться без заряда батареи, чтобы продолжить движение.

Плагин-гибрид позволяет перемещаться на короткие дистанции как полноценный электромобиль, поэтому в условиях города он крайне практичен, если конечно ваш средний городской маршрут не превышает “электрический” запас хода выбранной вами PHEV-модели. На трассе же это экономичный гибрид с огромным запасом хода на одной заправке/зарядке, который домчит вас из пункта А в пункт Б без всяких проблем, поскольку вы можете в любой момент заправиться топливом.

Завершая разговор о плагин-гибридах, нельзя не упомянуть о REEV-автомобилях, которые в некотором смысле можно отнести к подзаряжаемым гибридам. Данные автомобили еще называют электромобилями с увеличенным запасом хода (Range Extender).

Фишка таких электромобилей в том, что в них используется топливный двигатель малого объема, который в движении работает как генератор, вырабатывающий электроэнергию для аккумуляторной батареи. То есть, если вы проехали весь запас хода, который обеспечивает АКБ вашего электрокара, наличие генератора прибавит вам еще сотню, полторы километров. Самым ярким примером реализации такой технологии в электромобиле, является модель BMW i3 REX.


Электромобили: никаких ДВС, только чистый выхлоп

Электрокары, как вы понимаете, это вершина развития электрического автомобильного транспорта, поскольку в них нет никаких дополнительных систем, кроме электрического двигателя и аккумуляторной батареи. Они абсолютно экологичны, так как не используют ни грамма топлива и это их основной эволюционный плюс.

Нет нужды рассказывать про принцип работы чистого электрического привода, поскольку он известен всем, поэтому лучше сказать о принципиальных отличиях электромобилей от любых автомобилей с ДВС.

  1. Отсутствие двигателя внутреннего сгорания делает электромобили очень простыми в обслуживании, поскольку они не имеют никаких лишних трущихся деталей и механизмов требующих смазки и замены в качестве расходников. Плагин-гибриды, например, имеют целых два привода: ДВС и электромотор, а значит вдвое сложнее и дороже в обслуживании.
  2. Электромобили более мобильны в контексте динамики и крутящего момента.
  3. Электрокары можно заряжать у себя дома, имея под рукой постоянный источник дешевой “заправки/зарядки”.

Из недостатков можно выделить то, что запас хода ограничен уровнем заряда аккумуляторной батареи и достаточно длительную зарядку. Впрочем, и первый и второй минус уже перестает быть проблемой, поскольку большинство современных электрокаров предлагают запас хода от 300 км, что сопоставимо с диапазоном пробега топливных авто на полном баке топлива. Вопрос “медлительности” зарядки электрокаров решается развитием зарядной инфраструктуры с открытием быстрых зарядных станций, где время пополнения заряда АКБ до 80% составляет 20-30 минут..

Что касается эксплуатации, то электромобили однозначно более актуальны для городского трафика, как минимум тем, что за счет рекуперации энергии их запас хода в городе, всегда больше чем на трассе.

Кроме этого электрокары предпочтительнее для городской жизни за счет того, что не имеют вредных выхлопов, а значит снижают нагрузку на экологию городской среды. Также они работают практически бесшумно, а значит снижают и звуковую нагрузку в городе.

Тем менее, большая ориентированность на городскую эксплуатацию, вовсе не означает, что электромобили не актуальны для длительных путешествий. Модели с хорошим запасом хода и возможностью быстрой зарядки легко доставят вас в любой город, с оговоркой, что на пути следования будет доступна соответствующая зарядная инфраструктура.


В качестве вердикта и ответа на вопрос, “чему же лучше отдать предпочтение”, скажем следующее.

Если вы часто и подолгу путешествуете на длительные дистанции при этом ежедневно используете автомобиль в городе, оптимальным вариантом будет присмотреться к плагин-гибридным моделям.

Если же ваша основная жизнь проходит в городе, особенно, если вы живете в частном доме или имеете постоянный доступ к источнику электроэнергии, вы вполне можете остановить свой выбор на электромобиле и даже сменить свой топливный автомобиль на электрический.

В идеальном варианте семейного использования автомобилей, лучше иметь и электрокар, и плагин-гибрид - первый для ежедневной городской суеты, второй для путешествий или дальних загородных поездок.


Подводя итог отметим, что в европейских крупных городах, особенно в столицах, все чаще центральные районы объявляют зеленым зонами, то  есть территориями куда нет доступа топливным авто, а только плагин-гибридам и электромобилям.

Более того, к 2035 году практически все страны Европы готовятся запретить продажу и использование автомобилей без электрического привода. Рано или поздно, это станет нормой и у нас, поэтому, если вы любите путешествовать на автомобиле в Европу, у вас не остается особой альтернативы кроме покупки плагин-гибрида или электромобиля. Как ни крути, а будущее автотранспорта исключительно за автомобилями такого типа.