Электромобили в плане ходовых качеств весьма специфические транспортные средства, которые отличаются от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания тем, что на их эксплуатацию, а точнее на ключевые характеристики влияют многие аспекты, включая внешний дизайн.
Поэтому для конкуренции с обычными ДВС, производители электрокаров прибегают к разного рода уловкам, которые касаются практических всех составляющих электромобиля, в том числе и колесных дисков.
Правильный выбор колесных дисков для электромобиля важен не только с эстетической точки зрения для улучшения визуального восприятия автомобиля, но и с практической, поскольку правильно подобранные колеса способны увеличить запас хода электромобиля. Собственно поэтому дизайн дисков электромобилей, которые вы встречаете на улицах, кардинально отличаются от обычных ДВС, даже если модели являются прямыми аналогами друг друга, например, Kia Soul и Kia Soul EV.
Так как же такое возможно, чтобы дизайн колесных дисков влиял на запас хода, в некоторых случаях увеличивая его на 10-15%? Чтобы понять это, нужно разобраться в следующих электромобильных нюансах.
Большинство современных моделей электромобилей могут похвастаться весьма внушительным запасом хода, который стартует от 300 км. До 2019 года эти цифры были скромнее и, например, самый популярный в Украине электрокар Nissan Leaf в первом поколении едва дотягивал до 200.
Проехать выше своего предела электромобиль не может, а вот потерять в километраже запросто. На запас хода электромобиля влияет множество факторов:
Но, пожалуй, самым весомым фактором, который определяет запас хода электромобиля, является аэродинамика. Если вы обращали внимание на дизайн электрокаров, то наверняка отмечали про себя, что все они так или иначе максимально обтекаемы. Nissan Leaf, Tesla Model S, Tesla Model 3, Porsche Taycan, все они схожи в своей обтекаемости форм. Даже электрические кроссоверы производители стараются делать с минимальным коэффициентом аэродинамического сопротивления, зная, что это определяющий фактор для запаса хода.
Поэтому в угоду аэродинамике в электрокарах идут все дизайнерские решения, в том числе колесные диски, дизайн которых также влияет на сопротивление встречным потокам ветра.
Отсюда появляется и ответ на вопрос, почему в электромобилях дизайн колесных дисков весьма специфичен? Потому, что это не дизайнерская прихоть, а практическая необходимость. Крупные производители электрокаров, в частности Tesla, специально разрабатывают колесные диски с оптимальным соответствием аэродинамическим характеристикам. Другими словами, если вы установите на модель Tesla не родные диски, это тотчас отразится на ее запасе хода.
Помимо аэродинамического аспекта колесных дисков, для электрических автомобилей чрезвычайно важным является вес неподрессоренной массы. Другими словами, всех компонентов электромобиля расположенных ниже уровня подвески. Сюда входят и диски, и шины, и комплектующие тормозной системы.
Как и в случае с ДВС-авто, логично предположить, что чем меньше весит все это “добро”, тем проворнее автомобиль. При минимальной неподрессоренной массе автомобилю требуется меньше усилий для движения, следовательно расход энергии ниже, а диапазон пробега выше.
Естественно, самый простой способ сделать вес подрессоренной массы минимальным - установить легкие диски. Поэтому родные диски электрокаров всегда легкосплавные. Простые цифры убеждают в том, что легкосплавные диски самый оптимальный вариант для электромобиля. Судите сами, стальной диск диаметра в 15 дюймов имеет массу около 8 кг, тогда как легкосплавный аналог весит уже 5,5 кг, то есть в полтора раза меньше. Чем больше диаметр колесных дисков тем выше разница в массе. Поэтому устанавливать в электромобили “17-е катки” из стали банально не выгодно, так как это снизит запас хода на 15%.
Кроме того, тяжелые диски влияют на управляемость, на легкосплавных дисках электромобили заметно проворнее. Нужно конечно отметить и негативный аспект легких дисков. Зимой они негативно влияют на динамику и делают разгон электрокара хуже из-за снижения сцепления колес электрокара с заснеженным дорожным полотном. Однако в контексте сохранения запаса хода в холодное время года, это не слишком серьезный минус.
Известно, что электромобили активно используют кинетическую энергию торможения для подзарядки аккумулятора. Процесс преобразования такой энергии в заряд, называется рекуперативным торможением.
В контексте данной особенности электрокаров существует мнение, что более тяжелые, стальные диски гораздо эффективнее легкосплавных. В целом, это вполне справедливое и правдивое утверждение, поскольку рекуперация на стальных дисках действительно на 25% эффективнее.
Однако тут есть подвох. Дело в том, что это правило работает только для транспортных средств массой 2 тонны и более, тогда как большинство легковых электрокаров не достигают по массе этой планки.
Для электромобиля массой 1,5 тонны эффективность рекуперации составляет 30% от кинетической энергии вызванной торможением и стальные диски не сделают “забор” энергии выше, поскольку их вес влияет на упомянутую выше неподрессоренную массу и нивелирует большую эффективность.
Таким образом, если вы не обладатель дорогого электрического кроссовера, который и без того обладает достойным запасом хода, литые диски вам ни к чему и лучше использовать электрокар на родных или облегченных колесных дисках.
В качестве вывода можно сказать следующее, если у вас есть электромобиль на родных колесных дисках, не стоит их менять, поскольку производитель не зря сделал их такими, как они есть. В них учтены все параметры: вес, аэродинамика и даже стилистические особенности дизайна. Если же вы хотите добавить своему электромобилю оригинальности, выбирайте исключительно легкосплавные диски аналогичной массы, только так вы сохраните или даже увеличите на 10-15% запас хода электрокара.