Все, кто планирует купить электромобиль, так или иначе рассматривают три ключевых критерия будущей покупки: цену, запас хода и срок службы аккумуляторной батареи.
Если судить по влиянию на эксплуатационные характеристики электрокара, главным критерием этой тройки, является срок службы АКБ, который определяется: жизненным циклом, производительностью и здоровьем аккумулятора.
Ответ на этот вопрос может быть очень неоднозначным, если учитывать то, какую степень деградации АКБ водитель считает для себя приемлемым.
Производители обычно указывают стандартные для всех АКБ гарантийные обязательства, определяя их в среднем в 8 лет или 160 000 км пробега. Эти цифры могут отличаться в зависимости от производителя и страны реализации, но в любом случае очень значительный срок заявленный производителями внушает определенный оптимизм.
Чтобы обеспечить положительный опыт использования и 8 лет надежной работы, в электромобилях есть понятие размера батареи брутто и нетто. Владельцу электрокара заявляется емкость батареи нетто, а со временем буферные ячейки разблокируются, тем самым обеспечивается идентичный запас хода даже после 6 лет активных поездок. Практически все производители ограничивают верхний порог зарядки, другими словами на экране вы видите заряд 100%, но практически батарея заряжена до 95%, это дополнительная мера защиты от проявлений деградации. Например:
Однако не лишним будет узнать, как быстро происходит деградация батареи и как сократить эти потери.
Деградация АКБ – это процесс, который нам известен по использованию смартфонов, ноутбуков и других гаджетов с литий-ионными батареями. Все мы замечаем, что с годами наши гаджеты поддерживают все меньше и время их автономной работы неуклонно сокращается. В этом плане электромобили ничем не отличаются от смартфонов и ноутбуков, потому что их АКБ также подвержена деградации.
Но, если смартфон мы заряжаем до физических 100% (из-за малого размера батареи и ее низкой цены), то электромобиль мы можем зарядить только физически до 90-95% (именно ту часть netto которая доступна водителю) и на дисплее уже будет отметка 100 процентов. Деградация происходит на верхних уровнях заряда и разряда, что делается невозможным из-за политики автопроизводителя.
Деградация АКБ - процесс уменьшения количества энергии, на хранение и выдачу которой способна батарея.
Для определения состояния (здоровья) батареи (степени деградации) есть специальный параметр под названием «State Of Health» (SOH). У здоровой батареи в начале эксплуатации SOH составляет 100% и постепенно снижается по мере активности использования АКБ.
Здесь следует оговориться и сказать, что SOH это не то же самое, что запас хода электрокара, который зависит от ряда факторов не обязательно связанных со здоровьем АКБ.
Согласно множеству практических исследований, а также пользовательским опытом огромного количества владельцев электромобилей, определены следующие факторы, влияющие на SOH АКБ:
Каждая батарея электромобиля оснащена контроллером BMS (Battery Management System), регулирующим скорость зарядки на всем диапазоне. Инженеры автопроизводителей тестируют батарею и закладывают параметры, по которым аккумулятор прослужит максимальный срок. Здесь учитываются факторы размера батареи, запаса "буфера", типа химии, нагрев каждой ячейки, температура за бортом, история поездки и многие другие параметры, чтобы обеспечить 8 лет гарантии.
Кривая зарядка Jaguar i-pace на станциях 100+ кВт и 50кВт.
Зная следующие простые правила, вы можете комфортно путешествовать без страха деградации.
Зарядка постоянным током на быстрых зарядных станциях повышает темпы деградации на автомобилях без теплового насоса, когда это происходит до 100% после активной поездки. Однако автопроизводители учитывают это программно ограничивая зарядную мощность с помощью системы BMS.
Как свидетельствуют проведенные исследования и анализ данных, батареи в процессе эксплуатации производят устойчивый уровень своего состояния, которое при корректной эксплуатации может оставаться относительно стабильным долгое время. То есть, даже с учетом неизбежной деградации, батареи современных электромобилей могут прослужить дольше, чем заявляют производители, особенно если речь идет о LFP Литий-железо-фосфатные батареи.
Также отмечается, что средняя деградация батареи выявляется в 2,3%. Другими словами, электромобиль с запасом хода около 250 км, за пять лет деградации батареи теоретически потеряет менее 30 км пробега, но с учетом разблокированных запасных ячеек - фактический запас будет почти идентичен начальному.
Исследования обнаружили, что процесс деградации батареи электрокара является нелинейным. Сама деградация протекает следующим образом: в первый год эксплуатации мы видим самое заметное падение емкости батареи, а затем снижение здоровья происходит умеренными темпами, поскольку производится упомянутый выше устойчивый уровень состояния АКБ. Поскольку в современных электромобилях запас пробега будет идентичен, то определить реальную деградацию можно только диагностическим оборудованием на СТО.
Определяющее влияние на темпы деградации оказывает химия батареи и наличие/отсутствие систем температурного контроля, которые могут быть воздушными и жидкостными. На примерах это выглядит следующим образом, АКБ Tesla Model S 2015 с жидкостным охлаждением деградирует со среднегодовыми показателями в 2,3%, а вот батарея Nissan Leaf 2015, но уже с воздушным охлаждением, деградирует со скоростью 4,2%. Вывод напрашивается сам собой, ВВБ с тепловым насосом лучше охлаждаются и дольше прослужат в плане хранения емкости.
Разряжать батарею в ноль не самый лучший вариант для городского авто с небольшой батарейкой. Поэтому все производители электрокаров страхуют от этого водителей, предлагая "пользовательский SOC", который еще называют буферным. Как говорили ранее, производители предоставляют меньшую рабочую емкость АКБ, замедляя тем самым темпы деградации.
Интенсивное управление не усиливает темпы деградации на электромобилях с емкостью 60кВт*ч и выше, поэтому владельцы современных электрокаров иногда могут позволить себе "педаль в пол".
Критически важным для деградации АКБ является температурный режим использования. Достоверно известно, что электромобили, эксплуатируемые при высоких температурах, ощущают более быструю деградацию АКБ, чем используемые в умеренном климате.
В качестве вывода можно сказать, если вы будете учитывать все описанные аспекты быстрой зарядки, то сможете максимально долго сохранить наилучшее состояние батареи с минимальной деградацией.