Двунаправленные зарядки (V2G): необходимы ли и в чем их преимущества

Двунаправленные зарядки (V2G): необходимы ли и в чем их преимущества

Стремительное развитие электромобильной отрасли в мире, положительно отразилось не только на автопроме в контексте большей экологичности и технологичности, но также и на других смежных отраслях, так или иначе связанных с электрокарами.

В первую очередь, массовый выпуск электромобилей подстегнул отрасль зарядной инфраструктуры, в частности производство зарядных станций и разработку сопутствующего софта для их эксплуатации. Также массовый переход на электромобили дал стимул для развития инновационного формата зарядной инфраструктуры, так называемых двунаправленных зарядок с технологией V2G, ISO15118, V2H, V2X, V2L.


Что же из себя представляет подобная зарядная инфраструктура и какая от нее практическая и материальная польза?


Для начала следует разобраться, что же вообще такое технология Vehicle-to-Grig (V2G)?

Технология V2G - это концепция зарядки, при которой электромобиль подключаясь к электрической сети, становится как бы ее частью и способен взаимодействовать с ней путем обратной выдачи собственного заряда в сеть для стабилизации ее работы в пиковые часы нагрузки, а также для управления спросом. Это в первую очередь актуально для электросетей тех стран, где цена на электроэнергию варьируется в зависимости от времени суток.


Чтобы детальнее понять принцип работы технологии V2G нужно смоделировать приблизительно такую ситуацию.

Представим, что вы пользователь электромобиля, который регулярно ездит на нем на работу, где оставляет его на протяжении дня на зарядку, скажем, на рабочем паркинге. Допустим, что вы приехали на работу с 70% заряда АКБ, подключили электромобиль к сети и ушли в офис. Прошло некоторое время, электрокар зарядился на 100% и фактически просто простаивает подключенный к сети. Дневное рабочее время, как известно, это самый пик потребления электроэнергии, особенно в жаркое время, когда повально используются кондиционеры и прочее климатическое оборудование. Так вот если ваш электрокар будет использовать технологию двунаправленной зарядки V2G он будет не только потребителем электричества, но еще и стабилизационным узлом, который будет поддерживать корректную работу сети, отдавая ей часть заряда своей аккумуляторной батареи для поддержания ее нормальной работы.      

Еще одна фишка технологии V2G в том, что в зависимости от уровня спроса и соответственно цены на электроэнергию, используя двунаправленную зарядку электромобиль сможет продавать ее и заряжаться дешевле. На примере Украины сложно привести подобный пример, разве что вспомнить “ночной трехфазный тариф”, но вот в европейских странах и США, это довольно распространенная практика, когда стоимость электроэнергии варьируется по времени в течение суток. То есть в пиковые часы потребления, через технологию V2G электромобиль будучи подключенным к зарядке и соответственно ее частью, сможет продавать из своей АКБ электроэнергию по пиковым ценам, а уже через несколько часов заряжаться по более дешевому тарифу. Разница в цене, соответственно, достается владельцу электромобиля.

Повторимся, что в условиях Украины это пока мало практично, поскольку подход к тарифам на электроэнергию у нас несколько иной, поэтому в наших реалиях технология V2G актуальна скорее как стабилизирующая нежели финансово выгодная.


Двунаправленная зарядка V2G для бытового использования

Помимо общественной пользы и личной выгоды, технология V2G чрезвычайно актуальна в контексте бытового использования. Здесь тоже можно смоделировать ситуацию и представить, что вы владелец электромобиля, который живет в собственном доме и регулярно подзаряжает его от сети своего домовладения. Так вот благодаря двунаправленной зарядке, ваш электромобиль будет не только потреблять электричество для пополнения заряда АКБ, но и служить источником бесперебойного питания для дома.

Многие автомобильные компании, которые занимаются выпуском электромобилей уже активно внедряют подобные функции. Nissan активно тестировал использование V2G для бытовых сетей еще в 2018 году, когда предложил схему, где бесплатная система V2G работала в сочетании с энергоблоком xStorage, который принимает энергию от аккумуляторной батареи автомобиля и подает ее на устройство или в сеть дома.


Перспективы технологии V2G

Нет нужды лишний раз повторять, что рациональное использование ресурсов, в том числе электроэнергии, это нынешний общемировой тренд. Все хотят оптимизировать энергопотребление, сделать его максимально выгодным и практичным. Учитывая массовый переход на электромобили, с уверенностью можно говорить, что технология V2G считается мега перспективной, а скоро будет рассматриваться как обязательный функционал для использования электрокаров. Это, кстати, не голословные заявления, а практически констатация факта, поскольку самые передовые производители электромобилей активно внедряют V2G в свою продукцию и инфраструктурные объекты.

Например, все новые электрокары Tesla имеют софт, который поддерживает технологию V2G. Достаточно активировать его через удаленное обновление ПО и весь модельный ряд последних лет сможет использовать преимущества двунаправленной зарядки.

Японская Honda не просто выпускает электромобили с возможностями двунаправленной зарядки, но и активно развивает инфраструктуру V2G. В Европе уже есть как минимум несколько подобных зарядных станций, которые компания открыла совместно с разработчиком программного обеспечения для такой инфраструктуры.

И таких примеров огромное количество, поскольку технология без преувеличения перспективна и рано или поздно она будет крайне актуальна на всех рынках, где электромобили будут весомой составляющей общего автопарка.

Стоит отметить, что в США, технология V2G сейчас активно развивается местным правительством по всей стране. Также большую ставку на ее развитие делают гиганты интернет-индустрии, такие как Google.


В финале статьи хотелось бы отметить, что двунаправленная зарядка актуальна не только для электромобилей, но и например, для плагин-гибридных автомобилей, которые также подключаются к зарядным станциям, чтобы восполнить емкость своих АКБ. Так что, как видим пользу и выгоду от использования технологии V2G смогут получить не только чистые электромобили.


Ну и напоследок стоит сказать, что двунаправленная зарядка еще не добилась повального применения ни в одной стране мира, поскольку этот инфраструктурный проект гораздо масштабнее, чем просто удовлетворить спрос на обычные зарядные станции для электромобилей. В Европе над масштабным проектом внедрения V2G крупнейшие энергетические концерны начали думать только 2 года назад и он до сих пор находится на стадии разработки и точечного тестирования.

Ведь для того, что чтобы V2G заработала в полную силу необходима не только сама технология, но и комплексный подход для ее внедрения со стороны энергетических компаний, а также политиков, которые должны рассмотреть и принять соответствующие законы регулирующие использование подобной зарядной инфраструктуры.